?

Log in

No account? Create an account

А истина —

в улыбке, как писал Фаулз в своём "Волхве".



Описанию улыбки истины он, кстати, посвятил довольно много знаков.

"Ликующая, которую можно было бы счесть самодовольной, если б не светлая, философская ирония". Мудрость и радость, нежность и трагическая ирония. Интересно, как эта улыбка выглядела в воображении автора. И мог ли какой-либо скульптор вырезать её так искусно, чтобы эти качества чётко считывались при взгляде на голову — или она может существовать лишь в воображении...

Поз.воль

- Позволь себе влюбиться, не любя
И голову срубить, не обезумев;
Забыться — чтобы обрести себя,
Тщету молчанья слова уразумев.

- Позволь, мой друг, мне поиграть в тебя.
Проигранный сюжет — не пораженье.
По-разному мы оба — вкус дурной.
Во мне своё узреешь отраженье.

Позволь, недуг, мне поиграть собой,
И в бан отправить чёрную примету.
За горе не отвечу головой -
Как заплатить? Её давно уж нету.

- Я слышал пару слов про волшебство,
Про жажду и умение отринуть.
То были "нет" и "да" — иль "ад" и "да", —
Лучше не быть, чем, не побывши, сгинуть.

Я был шутом без масок и имён,
А жизнь моя — иллюзией иллюзий;
Но верю: по ту сторону времён
Тиару иль колпак ноль сам водрузит.

- Охотники мертвы, король в аду.
Безмолвием и сердцем не неволив,
При-цельно на все стороны иду,
Сама себе играть тебя позволив.

дикобраз

Подобная реакция характерна для вашего века с его пафосом противоречия: усомниться, опровергнуть. Никакой вежливостью вы это не скроете. Вы как дикобраз. Когда иглы этого животного подняты, оно не способно есть. А если не ешь, приходится голодать. И щетина ваша умрёт, как и весь организм.* И, мёртвый, насытитесь вы века сего, ибо лишь мёртвый может воспринять [спокойно и без вреда для себя]

* Фаулз, "Волхв"



Да, дикобраз - создание такое,
Что впрок порой ему идут побои.
Все знают: если бить его сильней,
То глаже он бывает и жирней.
Мне кажется: душа у грешных нас
Не что иное - сущий дикобраз.
Не потому ль, что люди били их,
Пророки совершенней всех других?
(Руми)

четверг, 12

Ах-ах, на выступление группы "Бостонского чаепития" явилась с опозданием на пару часов.

Дверь в клуб серая, металлическая, вывески нет. Что-то в ней завораживает. Подхожу и стою минут пять. Просто стою и смотрю. И вдруг понимаю, что концерт для меня не так интересен, как она. Прикасаюсь... Вдруг металл отъезжает в сторону, поворачиваясь, и изнутри вместе с облаком душного тёплого воздуха вываливается приземистый черноволосый человек лет сорока пяти, с сальным лицом. Отходит к дождю и курит.

Проскальзываю на крохотную лестничную площадку и прислоняюсь к стене. Снизу вместе с неясным гулом доносятся томные голоса фронтмена и саксофона. Почему-то смешно.

Плохой из меня рекламист. Сказала: друзей приведу. Но дело ясное: прийти с друзьями не в моём стиле. Но о вечере рассказала. Половина опрошенных, продемонстрировав широкий диапазон эмоций, ответила отказом. Вторая предложила гроб, канистру с бензином и зажигалку. В наличии была только зажигалка, но я отмахнулась.

Вечер украсило знакомство с удивительной К. Она психолог, 12 лет проработала на радио. Пришла туда с улицы в начале девяностых. Взяли по знакомству. Серебро и майанский календарь на пальце, обильная бирюза льна и живые серые глаза. А подбросил меня до столика в бильярдной тот самый черноволосый гражданин. Дальнобойщик. Говорит, возит котят из российских приютов в Германию. Благодарно пожимает руку: вы первая, кто спросил о приютах. У нас-то все про выставки, и котят только породистых хотят брать.

Наверное, клуб "Петрович" можно назвать приличным. Хотя никак пока не могу понять значение этого слова. Вход - по картам, получить которые можно после двух рекомендаций от держателей [карт]. Таким образом, клуб более-менее камерный, а компания - "своя". Характерно: даже хорошим знакомым часто отказывают в рекомендации.

Ближе к полуночи компания за соседним столом желает расщирить круг общения. Полные щёки наливаются ранетками, и стопки бренчат о наши пустые стаканы из-под чая. Чай тут стоит 10 рублей, а стены увешаны советскими раритетами.

Сижу, уставившись в белый шар, слушая, как они смеются демотиваторам и фотожабам на макбуке её мужа. Шар тяжёлый и белый. В краске несколько тёмных волос и цифра 13.

О, это неумение вовремя приходить. О, эта детская доверчивость. О, эта социофобия и завышенные ожидания.
Какая неимоверная, неимоверная, бесконечная глупость.

персона(ж)

- У нас есть такие книжки, которые рассыпаются, когда их ещё не взяли в руки. Посмотрел — и уже развалилась, - сообщает преподавательница литреда.

*
Странное чувство посещает человека, наблюдающего персонифицирующуюся стихию. Своими глазами видишь нечто волшебное. Туман превращается к человека — мужа лет тридцати [пяти], в полном расцвете своих сил. Его лоб опоясывает змея, кусающая свой хвост. Сзади него видна массивная завеса кроваво-красного цвета, наполовину отдёрнутая, на ней девять складок. За занавесью видна лестница, ведущая вниз, в землю. На полу под его ногами разостлан зелёный ковёр с вытканными на нём чёрным цветом гирляндами и терновыми венками.* Он одет в тёмные одежды с серебристым оттенком. Правая рука высоко поднята к небу и держит курицу без перьев.

Тут некстати вспоминается Данте. В его раю обитают странные существа: лучащиеся светы, лунные монахини, хороводы праведных душ, хоры мудрецов и обители созерцателей – и все сияют, блаженствуют, поют и рассуждают – словом, непонятно чем занимаются. То ли дело ад — все нормальные люди! Грешники, в которых тут никто не посмеет бросить камень / забиваемые камнями. Да, Данте – последний поэт Средних веков, гот на грани Возрождения...

…......................................

* Аркан I, Magus, опыт комментария В.Шмакова

**
Любопытнее же всего последний этап становления музы — смерть. Тайно сотворённое, лицо её вдруг тысячью гранатовых зёрен рассыпается по тьме света, озаряя его — и вот, видишь не один лишь лик, но вдохновение, разлитое в воздухе. Для всех, даром — и те, кто способен услышать, не (у)ходят обиженными.

правдивые не изящны.

О, сколь изящны вы, моя богиня!
И, стало быть, доверие - не ваше.
Рассудок тела грация пусть даже,
Но мне вы всё ж милее неразумной.

Милее неразумной мне вы,
То значит - ваша грация дороже
И краше правды той, что не изящна.
- У нас пресс-конференция или нет?
- Нет, вы знаете, не пресс-конференция.
- То есть [будет это] в блогах выложено или пойдёт в пресс-релизы. То есть я с вами общаюсь как с журналюгами или...
- *из зала* Как с людьми.
*смех*

- Там, говорят, одна девочка в воскресной школе училась. Надо ещё посмотреть, что это за воскресная школа...
- *из зала* Воскресная школа "философский факультет МГУ" называется.
*смех*

vk-event



Самым глубоким и интересным было выступление Андрея Кураева. Более многогранно ситуацию не осветил никто. Впрочем, по мнению знакомого, благодаря которому я там оказалась, именно такие люди ныне и присно обречены на непонимание со стороны чиновников — как церковных, так и светских. Но, думается, чиновники здесь выступают в нечеловеческом, Кафкинском смысле, поскольку речь диакона была внимательно выслушана и встречена очень тёплыми аплодисментами. И возразить-то нечего.

Ни разу не слышала отца Андрея до этого. Оказывается, он талантливый оратор.

Во-первых, в этой истории с Pussy Riot он подметил двойную профанацию: сама акция — первичная, религиозная, а вторичная — то, что либеральное лобби надевает на них мученические венки.

далее расшифровкаCollapse )

То есть, понимаете — то, что описано в Евангелии — это самое великое кощунство, которое можно придумать. Бог, который входит в матку женщины. И там живёт. Рождается в вертепе; умирает на позорном Лобном месте и погребается в чужой могиле. Большего кощунства быть не может.

- Для кого?
- Для нормального религиозного человека.
- Кураев... сумасшедший.
- Спасибо за комплимент.

Соответственно, действительно, то, что происходит в Евангелии — это сумасшествие. Реакция нормального авторитетного язычника совершенно адекватная. Для язычника так вся Евангельская история и выглядит: полное сумасшествие.

**
То есть, понимаете, разделение профанного и мирского поведения — кодексов поведений — исчезает. Это законы диалектики. Максимальная сакрализация оборачивается максимальной профанацией. С диалектикой мы ничего поделать не можем, это именно так. Вот отсюда и возникает вопрос: если для христианина ВСЁ святыня, всё — любой день, любое место. Не просто суббота для иудеев, не просто храм на горе Сионской, а любое место.... любая минутка жизни, а не только суббота. Всюду Господь. Всё может быть Божье.

То отсюда возникает вопрос: если это так, если для нас нет нарочитых святынь, ибо всё свято — то в этом случае уместно ли говорить о кощунстве.

У меня нет ответа. Но мне кажется, такая постановка вопроса — она, она имеет право на то, чтобы быть продуманной, оспоренной.... на серьёзном, богословском, философском уровне.

***
За 20 веков нашей истории стало понятно, что государство не может жить по-христиански всецело. Стало понятно, что человек может жить целиком по-христиански. Жить по-евангельски. Что нельзя понимать Евангелие аллегорически. Будьте уверены, что это не просто аллегория, не просто идеал, а это реальность, до которой доходили наши святые отцы.

- И есть третий. Вопрос у меня. А не отдельный христианин, а Церковь в целом — не государство, а Церковь — может ли позволить себе не жить по-евангельски. А брать пример с государства и тоже сказать: пожалуй, вот в этой ситуации поступим по Ветхому Завету. Потому что есть своя правда и в такой позиции — пресечь распространение зла и так далее...
- Есть своя правда. Но эта правда выглядит очень по-пацански. То есть "все в моём дворе должны знать, я своим врагам спуску не даю, и поэтому кто забидел мою девушку, тот у меня получит" - понятно, и что "поколениями это помнят все пацаны в нашем районе". Это очень логичное поведение, очень исторически оправданное, но оно пацанское.
- И вот у меня нет ответа именно на этот вопрос. Но, может быть, он есть у Церкви. В каких случаях и может ли вообще Церковь разрешать себе жить по Ветхому завету. Исторических прецедентов я знаю выше головы. И в конце концов то, что у нас есть церковный суд, внутрицерковный суд, внутрицерковный канон — то есть писаный закон — уже показывает: мы благодати не слышим. И поэтому нужны такие ветхозаветные в чём-то регуляторы.
- И вот надо ли это вводить в богословскую норму, в нравственную норму — или об этом надо плакать...
Вот это вот мой вопрос.

В конце речи его голос и правда дрогнул.

____ . ___

А ещё он напоминал нам быть как бананы ^____^

- И ты так должен реагировать. Хвалят ли тебя, ругают ли тебя — твоя реакция всегда должна быть одинаковой.

Гитлер в клетке

Кочевал по городам, ещё раз попытался поступить в академию на художника, но, судя по всему, бег плохо влияет на художественные способности, и в этот раз Адик провалился уже на первом этапе. link

Психопатические черты фюрер обнаруживал смолоду. Легко впадал в шок и депрессивное состояние. Был социофобом. Рассказывают, как-то к нему после удачной речи подошёл мальчик и взял за руку — или девочка и поцеловала? - короче, вождь тогда онемел совершенно. Он не привык, что к нему кто-то прикасается, и в тот момент явно был в шоке.

- Видишь пепельницу? Я и из неё могу для себя бога сделать, другой вопрос – зачем…
- Не надо. Оставь в покое пепельницу.*скидывает пепел*


Страдал и от ипохондрии. Больше лечился и боялся болезней, чем реально болел – в результате постарел раньше времени. Фюрер очевидно был полон фобий, а его главным предсмертным страхом - в чём он признался своему шеф-пилоту Гансу Бауру в день суицида - было опасение, что русские захватят его в плен, усыпив газом, и потом выставят в клетке на Красной площади на всеобщее обозрение. Эти тафофобические настроения не были лишены оснований: Сталин обожал цирк. В июле 1944 года, например, через Москву прошли тысячи немецких военнопленных с пленными генералами во главе. А на обсуждении же Сент-Джеймсской декларации в Ливанде Черчилль предложил, чтобы "процедура суда не должна быть слишком юридической"…
Неудивительно, что Гитлер предпочёл застрелиться.

Представим такую ситуацию: Гитлер не покончил с собой, а сбылись его самые радужные кошмары: его таки усыпили, усадили в клетку, - и вот, очнувшись от больного своего сна, он с недоумением ужаса озирает пёстрый центр столицы, наполненный разномастным людом, глазеющим на него, ненавистного и презренного... Крики баб, ор мужиков, плевки, помидоры, яйца и камни, ряд полицейких, с трудом удерживающих волнующуюся толпу вдали от места, где подвешена эта клетка (думаю, её повесили бы недалеко от входа в мавзолей)...

- Ишь какая рожа надменная... Что, хорошо тебе, гнида, в клетке сидеть? Сиди...
- Благодари, что тебя вообще пустили в столицу, немецкая свинья! Я бы тебя на границе зарезал...
- Сидел б в своей Г. и малевал картинки — больше проку бы от тебя было!

Что-нибудь в таком духе.
Абсурд?
Реальность... [26.3]



Через несколько лет, в Пьяченце, я увидел габбью — чёрную железную клетку, подвешенную на высокой колокольне; некогда преступники умирали там от голода и разлагались на глазах горожан. Глядя на неё, я вспомнил ту зиму в Греции и габбью, которую смастерил для себя из света, одиночества, самообмана. Стихи и смерть, внешне противоположные, означали одно: попытку к бегству. К концу того проклятого семестра моя душа превратилась в пленника, и былые надежды корчили ей рожи сквозь кованую решётку.
(Волхв, 1:9)

Но и это неплохо. Нужно ведь быть на своём месте. Если мостишь улицы – укладывай ок. Устроился преподавателем – не гноби учеников. Ну а если ты влюблённый идиот, и вдобавок студент – будь студентом, идиотски влюблённым. Всё просто. Благо предмет влюблённости не является человеком.)

Волхв

Г-жа Мороз Нина Анатольевна преподаёт зарубежную литературу по альтернативной программе. В моём случае она альтернативна вдвойне. Отработки по Фаустусу и Фаулзу, сдать за неделю – рай земной.

> Смысла в "Волхве" не больше, чем в кляксах Роршаха, какими пользуются психологи. Его идея – это отклик, который он будит в читателе, а заданных заранее "верных" реакций, насколько я знаю, не бывает.
Джон Фаулз, Волхв, Предисловие, 1976


Людская жестокость не знает границ. Границы истёрты

У г-жи Мороз небольшой рост, тёмные кудри и командный тон. Она обращается к нам "господа", хотя все присутствующие в аудитории – дамы.

> Мы лежали рядом, не касаясь друг друга, барельефы на разорённой могиле кровати...

Присягнувшие войне будут убиты.
Присягнувшие любви будут убиты мной.

> Я проштудировал все книги об этой стране, какие смог достать. Меня поразило, как мало я знаю. Я читал запоем; и, словно средневековый король, влюбился в изображение, ещё не видя оригинала.

Моя любовь похожа на ненависть. Если я хочу вас убить – из моих уст это величайший комплимент.
Если я хочу, чтобы вы меня убили – я Ваша…

Oh I’m in love with the door…)

Суть моего сарказма - самоирония...
Снова ступор, словно две антивирусные программы поссорились.
Повсюду звуки проникают в уши и мешают. Хочется закрыться на замок и чтобы никто не входил. Лечь под одеяло, закрыть уши, глаза и...
Но мне не страшно, нет. Не жду.

Весёлый апрель: сдаём с десяток предметов "новой" специальности.)
Всё-таки шизофрения - слишком дорогостоящее приобретение, чтобы отказываться от него просто так.

Нельзя бежать из собственного города. Судьи не должны думать, будто они правы.

Захожу я как-то в аранжерею, а тааам...... Три огромные пиявки!
Влюбился я в них. Во сне вижу, во мне и наяву. А подойти боюсь — громадные, гадкие... Но божественно, божественно очаровательны. Сатана в платье Магдалины. В общем однажды так тоскливо стало, что пошёл я к ним ночью — ну думаю, всё равно без меня мало что изменится. А они не растерялись. Присосались и слопали, так-то. Мы тебя вылечили, - говорят. А то давление было повышенное.


Это как палить из пушки по воробьям. И выстрелил вроде, и шумиха, и разлетелись все, кто-то даже умер, остальным весело — а всё равно мимо. Идиотизм.

Последнее, что я услышал, умирая:
- Умеющий сосать сосёт не ради крови и умеет посмеяться над её спидозностью.

На смерть Сталина

...написала неровный сонет к зачёту по истории России.... лол.
Писать стихи для меня сейчас проще, чем читать треть Сахарова с листами толщиной в салфетку.
2 июня — Указ о выселении в отдалённые районы лиц, ведущих антиобщественный образ жизни и злостно уклоняющихся от трудовой деятельности, да
И — зачёт. Как люди любят игры. Пусть даже взрослые.)

Тихой войны раскололись калёные латы
Мир растянулся и весь в твоей старческой бронзе
Голые зэки в ГУЛаге алкают расплаты
Жжёт тишина, и трясётся зубьё на морозе.

Зловещий и желанный запад-ад
Оскалится тенями лучшей жизни.
Стоит село. Наука. Мёрзнет сад.
Означит паралич тризну отчизне.

Стольные дети стоят за начала иные
Инакомыслие травится — травит собою
Колья колонн похоронятся давким прибоем
И, засыпая, увидишь знамёна родные.

Конец войны войну иную предвещал,
Конец бессмертного порочный круг попрал.

Ответы другу



Чудак,
Желаешь стать героем?
Должно быть, сходишь ты с ума.
В политике сегодня крови -
Чёрт глаз сломал.

Штыки мундштуков и мундиры...
Колпак пошёл бы больше вам.
По сердцу муки кирасиров
Лишь толстосумам да врачам.
С лорнетом, нетом и пинцетом,
С ошмётком грязи на губах
Один воюй, воюй всем светом -
Воюя, превратишься в прах.

Тебя использует торговец,
Как шлюху ловкий сутенёр.
Ты убиваешь свою совесть,
Воображая, будто вор.

Мой друг, не стоит позолоты.
Ты меня жизни не учи.
А коль исходит рот зевотой,
Прошу тебя я - помолчи.

Пусть глупую пишу я повесть
И пьян дебош,
Поэзия - всё та же совесть,
Ведь не пропьёшь.

Вован Биос

ТиБылБог

- Марионетка, чего тебе от меня надо?
- Вот и я о том же...

- Эй кукла, ты что, тупая? Прекрати паясничать.
- Прошу прощения. Я думал, мы вместе смотрим французскую комедию "Тупой и ещё тупее".

- Кукла, ты что, силишься мной манипулировать?
- О да. А мы разве не играем в марионеток? Так пусть будут марионетки Web 2.0

- Твои солёные слёзы... Хватит хныкать!
- Только после вас.

- Я ненавижу, когда меня кто-то лечит!
- О, простите. Я думала, мы в доктора играем. Всё должно быть взаимно.)

- Прекрати со мной играть! Это война!
- Да, война. Но разве война - это не игра?